Лаборатория Трассового
Автомоделизма.
Из опыта работы
педагога.
В последние годы произошли очень
большие изменения в условиях работы педагогов дополнительного
образования. Изменилось почти все: дети и их интересы, родители и
их запросы, правила соревнований и технические требования к
моделям, условия материально-технического образования и требования
к оформлению учебного процесса. Но большинство изменений
происходит постепенно, и часто мы замечаем их только тогда, когда
наши привычные методики перестают работать или даже вступают в
противоречие с реалиями жизни. Попытаюсь «разложить по полочкам»
свои наблюдения и наработки, которые, на мой взгляд, способствуют
успеху моей деятельности.
Набор
Для удобства изложения введу два
понятия: «раньше» - середина 90-х годов и «сейчас» - 2004 год.
Раньше более половины ребят, обратившихся ко мне в дни записи,
приходили во Дворец без родителей – самостоятельно или с
учителем.
Сейчас подавляющее большинство детей приходит с
родителями.
Следствием этого стало изменение состава детского
коллектива: раньше преобладали дети активные, заинтересованные,
ищущи свое занятие по душе, но многие были из проблемных или
неблагополучных семей.
Сейчас – картина иная. Стало легче кратко охарактеризовать
состав родителей, чем детей: во Дворец приходят, в основном,
активные, благополучные, реализовавшие себя люди, которые
заботятся о развитии свого ребенка. Среди детей стало значительно
больше пассивных, незаинтересованных, имеющих проблемы
развития.
Изменился характер нашей деятельности по привлечению
учащихся: раньше все усилия были направлены непосредственно на
ребенка, нужно было красиво подать предмет своей деятельности
(машину, корабль, самолет), предварительная реклама в прессе и на
выставках была малоэффективна, нашими союзниками были учителя в
школе и воспитатели в пионерских лагерях. Детей было много и нам
приходилось только способствовать выбору коллектива по
интересам.
Сейчас из-за демографической ситуации и сужения социальной
базы наших «рекрутов» приходится бороться за каждого ученика.
Изменилось и направлении приложения наших усилий. Решение о
приходе во Дворец и выборе коллектива принимают теперь, в
основном, родители. Значительно выросла эффективность долгосрочной
рекламно-информационной деятельности. Большой эффект дает участие
в выставках и шоу-мероприятиях.
Основными факторами, определяющими выбор коллектива,
становятся личный контакт и содержательная беседа педагога и
родителя. На первый план выходят вопросы: что, как и зачем делают
в коллективе, какие знания и умения получит ребенок, как
обеспечена безопасность и каковы будут расходы. Сам предмет
деятельности учащегося отходит на второй план и важен в основном
для положительного отклика ребенка на решение
родителей.
Большое влияние на выбор родителей оказывает характер
подачи информации: стенды, выполненные из современных материалов,
видео- и компьютерные клипы вызывают больший отклик, чем
традиционные стенгазеты и альбомы на столе.
К предварительной записи, которая проходит в апреле,
сначала было скептическое отношение, но практика показала, сто это
эффективный метод комплектования: в 2004 году из 28 человек,
записавшихся весной, 9 появились в сентябре, а ведь это около
четверти моего набора.
Новички.
Значительно уменьшился объем багажа
знаний и умений, с которыми дети приходят в коллектив.
Раньше большинство учащихся получало
значительный объем начальных знаний и
умений по столярному и слесарному
делу, материаловедению, электротехнике, черчению в 4-8 классах
школы, домашнее техническое творчество под руководством отцов и
дедов было широко распространено.
Нам приходилось, в основном, «поливать и удобрять уже
появившиеся всходы».
Сейчас в большинстве школ уроков труда и черчения нет или
они проводятся на очень низком уровне, домашнее техническое
творчество сводится к играм с различными конструкторами,
электронными устройствам и, в лучшем случае, сборке пластмассовых
моделей из покупных кит-комплектов.
В результате мы должны начинать обучение с азов
черчения и материаловедения, давать первоначальные навыки
пользования инструментами, приборами и станками. Значительно (в
1,5-2 раза) замедлились сроки освоения программы большинством
учащихся, увеличился разрыв между подготовленными учащимися и
основной частью коллектива.
Много сил и времени приходится затрачивать на преодоление
привычек и комплексов, сложившихся за время обучения в
школе.
Различия в условиях деятельности
ребенка в школе и коллективе лаборатории можно показать в
таблице:
|
Школа |
Лаборатория |
Посещение |
Принудительное |
Добровольное |
Сроки прохождения
программы |
Жесткие |
Гибкие, меняются индивидуально для
каждого ребенка в зависимости от подготовки, способностей и
других факторов |
Мотивация |
Преимущественно – внешняя: убеждение
родителей и учителей, «общественное мнение» |
Внутренняя: «мне интересно», «хочу
построить модель», «хочу выиграть
соревнования» |
Оценка результатов
деятельности |
Формальная – опросы, контрольные,
сочинения и т.п., почти не связана с потребностями и
интересами ребенка |
Наглядная, понятная и интересная
самим учащимся, что дает возможность использовать оценку
собственной деятельности в качестве инструмента в учебном
процессе |
Влияние успехов в основной
деятельности на авторитет среди сверстников и место в
коллективе |
Почти не прослеживается, иногда
бывает отрицательным |
Становится заметным с появлением
конкретных видимых результатов, возрастает с каждым годом
занятий |
Формулировки в таблице
намеренно обострены. В реальной жизни ответы будут не столь
однозначны, на них повлияют применяемые методики обучения и опыт
педагогов.
Поскольку главным критерием оценки
результатов деятельности для ребенка в школе является отметка в
дневнике и журнале, самым простым и эффективным средством
достижения успеха становится сокрытие своего незнания или
непонимания. Для этого школьники осваивают и широко применяют
множество способов: списывание, мотивирование своей неготовности,
пропуск или срыв контрольных занятий. Такой образ действий
становится устойчивой привычкой даже у прилежных и успешных
учеников.
Совсем иных привычек требуют занятия
техническим творчеством, в котором результат обучения материален и
конкретен, нужен самому обучающемуся. Лучшим способом достижения
успеха оказывается показ своего непонимания и ошибок, обсуждение
их с руководителем, корректировка неправильных
действий.
Мой опыт показывает, что большинство
детей легко осваивают «руками» все основные приемы работы, но
успеха добиваются лишь те, кто научится и сформирует привычку
постоянно критически оценивать результаты своей
деятельности.
Мою работу в этом направлении можно
разделить на несколько этапов:
1.
Преодоление страха публикации своих
ошибок, избавление от привычки скрывать непонимание и
неумение.
2.
Приучение к контролю и оценке
результатов своего труда, четкому формулированию этой
оценки.
3.
Формирование привычки отлавливать и
исправлять свои ошибки в процессе работы, не ожидая внешнего
контроля и руководящих указаний.
4.
Формирование потребности просчитывать
свои действия на несколько ходов вперед, предвидеть или
предчувствовать возможные ошибки и исправлять то, что еще не
совершено.
Еще одна привычка, которая оказывает
сильное отрицательное влияние на качество и скорость обучения,
может быть названа иждивенчеством. Эта привычка естественным
образом формируется с младенчества и активно поддерживается
школьной системой обучения.
В школе ребенок поставлен в позицию
пассивного потребителя большого объема готовой, «упакованной и
разложенной по полочкам» информации. Усвоение этой информации
происходит в принудительном порядке, независимо от личных
интересов ребенка.
На занятиях в лаборатории обстановка
совершенно иная – учащийся нуждается в знаниях и умении для
достижения собственной цели, но не умеет их самостоятельно
добывать. Поэтому на начальном этапе работы я выдаю полный
необходимый объем готовой информации, а затем постепенно сокращаю
его, вынуждая самостоятельно добывать те знания, которых не
хватает и подсказывая направления поиска.
Образно говоря, для
строительства фундамента я даю все необходимое, для первого этажа
– наружные стены, для верхних этажей – несущий каркас, для
мансарды – чертежи, а для крыши – только эскизы внешнего
вида.
Естественно, что всю недостающую
информацию учащийся получает, в основном, от меня, но только в
ответ на собственную познавательную активность.
Дети по-разному воспринимают
предложенную методику:
- Примерно четверть новичков легко и
охотно принимают такие правила
- Большая часть оказывает
сопротивление, но постепенно втягивается в игру
- Примерно 10-15% упорно
отказываются от самостоятельных действий. Так ведут себя те, кто
занимается только по воле родителей и тревожные дети. С этой
группой работать труднее всего.
Спорт или детское техническое
творчество?
С начала 90-х годов во всех видах
модельного спорта нарастает разрыв между учебной, творческой и
спортивной сторонами деятельности. Если раньше спортсмен-моделист
был, прежде всего, создателем своей модели, то сейчас он стал
пилотом и, в лучшем случае, сборщиком модели из
высокотехнологичных комплектующих промышленного
изготовления.
Особенно ярко эта тенденция
проявляется в трассовом автомоделизме и соревнованиях
радиоуправляемых автомоделей: в самых доступных и массовых классах
Правила жестко предписывают использование моделей целиком
промышленного изготовления. В тех классах, где нет столь жестких
ограничений, идет очень активная «гонка вооружений», и
спортсмен-юноша, выступающий с самодельной моделью, лишен даже
теоретических шансов занять высокое место в
соревнованиях.
В сложившихся условиях перед каждым
педагогом встает вопрос выбора приоритетов, любой вариант ответа
имеет свои достоинства и недостатки.
Если ограничить себя рамками
детского технического творчества, можно решить большой объем
учебных, познавательных, творческих задач с учащимися младшего и
среднего возраста, но очень трудно сохранить интерес
старшеклассников из-за отсутствия серьезных мотивов
развития.
Учебный процесс в этом случае не
требует больших материальных затрат, но привлечь даже
незначительные средства очень трудно из-за того, что нет ярких,
«формализованных» результатов деятельности.
Выбор чисто спортивного направления
деятельности в случае успеха может удовлетворить собственные
амбиции педагога, интересы руководства и спонсоров. Учебный
процесс в этом случае сводится к натаскиванию пилотов и отбору
перспективных спортсменов. При твердом и последовательном движении
по спортивному пути учащийся превращается в пассивного
исполнителя, придаток к пульту управления и модели. При умелой
работе тренера такой подход не вызовет протеста у учащегося, но с
каким багажом он уйдет из коллектива, если не считать спортивных
наград?
В результате многолетних поисков я
выбрал свой подход к работе с детьми, который можно назвать так:
«Детское техническое творчество со спортивным уклоном».
Спорт для меня – эффективный
инструмент, помогающий сформировать длительный устойчивый интерес
к занятиям, стремление к росту и самосовершенствованию, проверить
не только знания и умения, но и характер учащегося.
Для того, чтобы спорт заработал, как
инструмент учебного процесса, мне приходится решить целый ряд
задач:
1.«Перенацеливание» интересов
учащихся.
Большинство детей приходит в
коллектив потому, что «нравятся машины», «привлекли красивые
модели», «хочет покататься на трассе», в лучшем случае – «хочет
поострить модель». Все это желания поверхностны, сиюминутны и не
обеспечивают интереса к длительному и трудоемкому обучению,
которому обязательно сопутствуют неудачи. Поэтому с первых дней
занятий приходится ненавязчиво, незаметно, методично настраивать
учеников на другую цель – выигрыш соревнований, для достижения
которой каждому надо узнать …, научиться делать …, понять ….
Процесс это медленный и строго индивидуальный, часть детей совсем
лишена спортивной жилки, для них может оказаться главной мысль «я
это сделал».
Лучшей поддержкой педагогу в этой работе будут традиции,
атмосфера коллектива. Если же коллектив молодой – педагогу
необходимо заниматься тем, чему он учит, на глазах учащихся, с
увлеченностью, которая зажжет их интерес.
2. Создание «лестницы
достижений».
Во всех видах спортивного моделизма
это трудная задача, поскольку действующая модель изначально сложна
и трудоемка в изготовлении.
Для решения этой задачи пришлось создать специальную
учебно-спортивную модель, разработать многоступенчатые технические
требования и правила проведения соревнований, организовать сериал
гонок под названием «Кубок Чайника», проводимых в течении всего
учебного года так, чтобы это было привлекательно и для новичков, и
для старших ребят, и для взрослых спортсменов.
Условия функционирования «лестницы» можно описать
так:
- Принять участие в соревнованиях на первой ступени можно
только на модели, собранной своими руками.
- Оставаться на каждой ступени можно сколь угодно долго,
пока не достигнут успех.
- Если достигнут успех, оговоренный Правилами, в следующем
учебном году (и спортивном сезоне) необходимо шагнуть на следующую
ступень.
- По мере роста знаний, умений и амбиций можно начинать
работать в спортивных классах моделей, продолжая выступать на
верхних ступенях «Кубка Чайника».
Для движения вверх нет формальных
ограничений, но я стараюсь согласовать шаги по лестнице с уровнем
знаний и умений учащихся, тем самым превращаю спортивные амбиции в
стимул познавательной активности.
3. Борьба педагога с собственными амбициями и внешним
давлением.
Ни для кого не секрет, что спортивные успехи приносят
гораздо больше благ и общественного признания, чем малозаметные
стороннему наблюдателю достижения в учебной
работе.
Ученики педагогов, работающих в чисто спортивном
направлении, достигают сопоставимых результатов в соревнованиях в
1,5-2 раза быстрее, чем мои учащиеся. Правда, они кроме управления
моделью почти ничего не умеют, но ведь в протоколах соревнований,
дипломах и призах это не отражается!
Старшие учащиеся, занимающиеся спортом на высоком уровне,
постоянно требуют внимания, времени и других ресурсов, которые
взять можно только из учебной работы.
Все это требует четко определять приоритеты, распределять
усилия по всем этапам учебного процесса, сопротивляться попыткам
«наставить меня на путь истинный», бороться с собственными
желанием выбрать кратчайший путь к успеху.
В этой работе я выделил отдельные болевые точки
деятельности педагога, показал, какие способы использую при их
преодолении.
Буду рад, если коллеги сочтут возможным воспользоваться
моим опытом или захотят вступить в дискуссию по наболевшим
вопросам.
Нестеренко Андрей Игоревич,
Руководитель
Лаборатории Трассового
Автомоделизма «Вираж» СПбГДТЮ