|
|
|
Трассовый моделизм: с чего начать новичку?
Вопрос,
вынесенный в заголовок статьи, неизменно встает перед всеми
руководителями кружков, которые работают с новичками. Строить
модели, опираясь на классификацию и технические требования Правил
соревнований по автомодельному спорту? Но такие машины сложны,
дороги и просто не по силам новичкам. Остается придумать свою
разработку, попроще. Однако внимание опытных руководителей как-то
не останавливается на подобной работе, а начинающие педагоги
ориентируются на устаревшие публикации. Результат всем известен:
мальчишки делают "бородатые" модели - ненадежные, неустойчивые, с
плохими двигателями, а педагоги и родители не могут избавиться о
"головной боли" - где взять моторы, шестерни, токосъемники и
другие комплектующие. В Петербурге несколько лет велись поиски
решения данной проблемы. И теперь можно поделиться результатами
этой работы. Для начала сформулируем пожелания, предъявляемые к
технике для новичков. Это простота, надежность (даже при сборке
машин руками малоопытных мальчишек), доступность и надежность
двигателя, доступность и стандартизация комплектующих узлов. Кроме
того, модель должна быть привлекательной по конструкции и дизайну
для школьника, а также в меру быстроходной, хорошо держаться на
трассе и требовать такой же техники вождения, как и чисто
спортивная трассовая. Как же реализовать этот комплекс пожеланий?
Для начала полезно познакомиться с зарубежным опытом. В Европе и
США самые популярные классы - "продакшн", то есть стандартные
серийные модели. Таких классов более десятка, в том числе быстро
развивающийся у нас G12. Один из самых дешевых вариантов - класс
PR 1/32. В нем машина в сборе стоит около 50 долларов, а
конструктор (шасси со6ирается с помощью паяльника, пинцета и
отвертки, а кузов надо вырезать и покрасить) примерно 30. С
приобретением таких моделей проблем нет, но рекомендовать их
новичкам нельзя по финансовым соображениям. Значит, остается
позаимствовать идею и использовать ее в наших условиях. Для начала
определим технические требования к машинам подобного подкласса.
Итак: - к участию в соревнованиях допускаются модели-копии
легковых (коммерческих) автомобилей и их модификации для ралли,
кроссов, шоссейно-кольцевых и трековых гонок, выполненные в
масштабе 1:24. - кузов модели пластмассовый, высотой не менее
45 мм, крепится к шасси с помощью четырех булавок или "гвоздиков";
задняя стенка кузова должна быть выполнена полностью; установка
антикрыльев не допускается. - шасси выполняется из
стеклотекстолита толщиной не более 2,2 мм из двух основных деталей
(средняя часть и неразделенные "уши" с передней перемычкой шириной
не менее8 мм); применение любых конструктивных элементов,
повышающих продольную жесткость шасси, не допускается;
дополнительные грузики закрепляются на шасси только с помощью
эластичного клея ("Момент", "88", "Контактол" и
подобные). -задние колеса диаметром не менее 22 мм и шириной не
более 15 мм; передние - не менее 20 мм при ширине не менее 5 мм.
- токосъемник должен соответствовать международному
стандарту. - двигатель с круглым металлическим корпусом
диаметром не менее 25 мм и с ферритовыми магнитами укладывается
поверх рамы шасси (утапливать в раму нельзя), применение
подшипников качения в шасси и двигателе не
допускается.
Надо отметить, что рамки, которыми ограничен
предлагаемый выбор прототипов, столь широки, что позволяют
построить машину практически на любой вкус. Хотя все кузова
"загоняются" в один стандарт (ширина кузова 80-82 мм, база 105,
расстояние от передней оси до передней кромки кузова З5-40 мм),
без труда удается построить равноценные по ходовым качествам,
достаточно быстроходные копии самых различных машин - это и
Мерседес ДТМ, и Феррари Ф40, и Фольксваген-"Жук", и многие другие.
Эти же кузова, кстати, допустимо использовать и в классе G12, а на
предлагаемое вашему вниманию шасси встает любой кузов класса ТА-2
(ES 1/24), правда, с заменой двигателя. В самых же первых
соревнованиях новичков вполне правомерно допускать машины с
кузовами, сделанными только из бумаги или картона, что дает
мальчишкам возможность приобрести необходимые начальные навыки
работы с трассовыми моделями. Разработанное у нас шасси -
современной, предельно простой конструкции. "Настраивается" и
управляется на трассе так же, как и чисто спортивная модель, но в
том диапазоне скоростей, который доступен для освоения начинающему
трассовику. Выбор толщины стеклотекстолита, форма рамы, применение
тяжелых высоких двигателей делают бессмысленным повышение мощности
моторов и уравнивают возможности участников. Колеса, ведомая
шестерня, токосъемник и ложе двигателя лучше всего отлить из
пластмассы. Их изготовление, как и вакуумная формовка кузовов,
может быть освоено в любой лаборатории автотрассового моделизма.
Ведущая шестерня - от игрушек или электробритв. Таким образом, для
сборки подобной машины понадобится приобрести комплект, в который
входят колеса, шестерни, токосъемник, ложе мотора, заготовки
кузова и рамы. Сами понимаете, что стоимость такого набора в наших
условиях окажется несравненно ниже, чем у упомянутого в начале
статьи, и при приближенных расчетах составит не более 3,5 доллара.
Предложенный вариант требований позволит использовать и широкую
гамму двигателей, причем как доступных, так и не очень, с разной
степенью доводки. Перечислим основные варианты мотоустановок:
отечественные ДИ-1-2 и ДИ-1-3 (применимы только после радикальной
переделки - см. "Моделист-конструктор" № 7 за 1991 год);
отечественные МП-2-007 (в "Моделисте-конструкторе" № 7 за 1994 год
описывается метод их доработки, однако сейчас оценить их
достоинства сложно, так как в Петербурге с этими моторами не
работают), немецкие "Пико" (требуют перемотки и замены
щеточно-коллекторного узла); моторы от большинства импортных и
многих отечественных фенов (хорошо и надежно работают в
стандартном исполнении); множество модификаций моторов от
электроприводов импортных автомобилей, где они работают на
дворники, стеклоподъемники, в автопылесосах, и подобное; моторы
для маломасштабных радиоуправляемых моделей. Последние (например,
каталог "Rоbbе" № 4466 "Роwеr 400/45") рассчитаны на напряжение 7
В и должны подключаться через добавочное сопротивление около 2 Ом,
наматываемое медным трансформаторным проводом и 0,5-0,7 мм на
немагнитном сердечнике, в качестве которого может быть использован
небольшой баллончик от дезодоранта. Единственный недостаток таких
двигателей - их относительная дороговизна. Каковы же скоростные
возможности предлагаемых моделей? На 30-метровой трассе лучшие
машины подобного типа показывают время чуть более шести секунд на
круг, в среднем же в пределах 7-7,5 с. В гонке "8x5=40 минут"
первые десять моделей обычно проходят по 300-320 кругов, причем
результаты очень "плотные". Практика показывает, что ломаются и
остаются вне борьбы обычно лишь две-три модели из 20. Приведенные
данные относятся к пяти гонкам, прошедшим в сезоне 1994/95 года. В
этих соревнованиях все гонщики участвовали в одинаковых
40-минутных сериях заездов, причем по результатам официальной
тренировки они расставлялись по стартовым группам (восемь
сильнейших, далее группа из восьми, имеющих последующие
результаты, и так далее). В заключение имеет смысл познакомить
приверженцев трассового моделизма с современным подходом как к
созданию трасс, так и моделей в чисто спортивных классах, к
которым через короткое время и новички придут через упрощенную
технику. Так, мировой стандарт трассы: восемь дорожек
(обязательно), 33-50 метров, гладкой покрытие (никаких абразивов),
липкий слой в нашем варианте - это смесь жидкой лыжной мази ВИСТИ
с вазелином, питание трассы 12-14 В от общей батареи аккумуляторов
на все дорожки из расчета не менее 40 А-ч на каждую дорожку. В
наших условиях обычно приходится жертвовать длиной или числом
дорожек. Однако нужно иметь в виду, что лучше иметь, например, 20
метров и восемь дорожек, чем 40 и четыре. Разработка конфигурации
трассы - дело тонкое. Здесь рекомендуем обратиться за
консультацией к лидерам трассостроения в Уфу или Петербург. Теперь
о самих моделях. Все машины в масштабе 1:24 имеют одинаковые
габариты шасси. Поэтому любой кузов классов G12 и ТА-2 (ЕS 1/24)
можно устанавливать на любое шасси этих классов (в том числе и на
предложенное сегодня на чертежах). То же можно сказать о классе
ТБ-2 (SР 1/32) или ТА-1 (F1 1/32). Привод - только на заднюю ось
через одну пару цилиндрических шестерен, а на "формулах" через
корончатую пару. Вес модели распределяется между задним мостом и
токосъемником. Передний мост полностью разгружен. Клиренс более 2
мм. Передний привод, управляемые передние колеса, подвеска
токосъемника на качалке с пружинами и другие технические решения
70-х годов, пригодные для трасс с песчаным (абразивным) покрытием,
в современных условиях не применяются. Это объясняется тем, что
сцепление колес с липким покрытием значительно сильнее, чем с
абразивным, причем характер его изменяется с ростом скоростей по
совершенно иным законам.
|
|
Для увеличения, нажмите на
картинку |
Конструкция шасси модели первого года
обучения: 1-"уши"-с передней перемычкой
(нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм),
2-средняя часть рамы (нефольгтрованный стеклотекстолит
толщиной около 2мм), 3-лапка токосъемника (нефольгированный
стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 4-мстик
(нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм),
5-опорная шайба (стеклотекстолит толщиной около 2 мм),
6-стойка переднего моста (кровельное железо или латунь
толщиной 0,5-0,7 мм), 7-опорная площадка (стеклотекстолит
толщиной около 2 мм), 8-ограничитель хода "ушей"
(нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм),
9-поперечная балка (нефольгированный стеклотекстолит
толщиной около 2 мм), 10-скобка с кембриком для крепления
кузова (жесть или латунь толщиной 0,2-0,3 мм), 11-ложе
двигателя (пластмассовое литье или кровельное железо),
12-хомут со стяжкой для крепления двигателя (жесть или
латунь толщиной 0,2-0,3 мм), 13-кронштейн заднего моста
(кровельное железо или латунь толщиной 0,5-0,7 мм),
14-прокладка (ватман; по форме повторяет деталь 5),
15-прокладка опорной площадки (ватман, по форме повторяет
деталь 7). Сборка шасси на алюминиевых заклепках диаметром 2 мм с
потай ными головками со стороны нижней поверхности рамы.
Предложенные здесь разработка моделей и положение о
соревнованиях- не догма. У вас многое может быть по-другому. Чтобы
добиться успеха, сформулируйте ответы на следующие
вопросы:
Для кого вы все это затеваете?
Какие цели преследуете?
Какие задачи хотите решить?
В каких условиях придется работать?
Какими средствами располагаете?
Опираясь на полученные
ответы, принимайте решение, действуйте методично и
последовательно, и у вас все получится.
Желаю успехов!
А. НЕСТЕРЕНКО, Санкт-Петербург, городской
Дворец творчества
юных
|
| |