главная

фотогалерея

о Гродно

ссылки

трасса

гостевая книга

форум

видео

статьи

Copyright © 2006 www.grodno - slotracing.narod.ru All rights reserved.

                    S          L          O          T                              R          A          C          I          N          G                              C          A          R          S

Белорусский рейтинг MyMinsk.com Rating All.BY Болид - всё тдя трассового автомоделизма Трассовый автомоделизм РОССИИ GISMETEO.RU: погода в г.Гродно Получить код для нашего баннера

W      W      W     .     G      R      O      D      N     O      -      S      L      O      T      R      A      C      I      N      G     .     N      A      R      O      D     .     R    U

 








                                                                                                                            

 

         Статья взята с сайта www.bolid-src.ru
 

Трассовый моделизм: с чего начать новичку?

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, неизменно встает перед всеми руководителями кружков, которые работают с новичками. Строить модели, опираясь на классификацию и технические требования Правил соревнований по автомодельному спорту? Но такие машины сложны, дороги и просто не по силам новичкам. Остается придумать свою разработку, попроще. Однако внимание опытных руководителей как-то не останавливается на подобной работе, а начинающие педагоги ориентируются на устаревшие публикации. Результат всем известен: мальчишки делают "бородатые" модели - ненадежные, неустойчивые, с плохими двигателями, а педагоги и родители не могут избавиться о "головной боли" - где взять моторы, шестерни, токосъемники и другие комплектующие. В Петербурге несколько лет велись поиски решения данной проблемы. И теперь можно поделиться результатами этой работы. Для начала сформулируем пожелания, предъявляемые к технике для новичков. Это простота, надежность (даже при сборке машин руками малоопытных мальчишек), доступность и надежность двигателя, доступность и стандартизация комплектующих узлов. Кроме того, модель должна быть привлекательной по конструкции и дизайну для школьника, а также в меру быстроходной, хорошо держаться на трассе и требовать такой же техники вождения, как и чисто спортивная трассовая. Как же реализовать этот комплекс пожеланий? Для начала полезно познакомиться с зарубежным опытом. В Европе и США самые популярные классы - "продакшн", то есть стандартные серийные модели. Таких классов более десятка, в том числе быстро развивающийся у нас G12. Один из самых дешевых вариантов - класс PR 1/32. В нем машина в сборе стоит около 50 долларов, а конструктор (шасси со6ирается с помощью паяльника, пинцета и отвертки, а кузов надо вырезать и покрасить) примерно 30. С приобретением таких моделей проблем нет, но рекомендовать их новичкам нельзя по финансовым соображениям. Значит, остается позаимствовать идею и использовать ее в наших условиях. Для начала определим технические требования к машинам подобного подкласса. Итак:
- к участию в соревнованиях допускаются модели-копии легковых (коммерческих) автомобилей и их модификации для ралли, кроссов, шоссейно-кольцевых и трековых гонок, выполненные в масштабе 1:24.
- кузов модели пластмассовый, высотой не менее 45 мм, крепится к шасси с помощью четырех булавок или "гвоздиков"; задняя стенка кузова должна быть выполнена полностью; установка антикрыльев не допускается.
- шасси выполняется из стеклотекстолита толщиной не более 2,2 мм из двух основных деталей (средняя часть и неразделенные "уши" с передней перемычкой шириной не менее8 мм); применение любых конструктивных элементов, повышающих продольную жесткость шасси, не допускается; дополнительные грузики закрепляются на шасси только с помощью эластичного клея ("Момент", "88", "Контактол" и подобные).
-задние колеса диаметром не менее 22 мм и шириной не более 15 мм; передние - не менее 20 мм при ширине не менее 5 мм.
- токосъемник должен соответствовать международному стандарту.
- двигатель с круглым металлическим корпусом диаметром не менее 25 мм и с ферритовыми магнитами укладывается поверх рамы шасси (утапливать в раму нельзя), применение подшипников качения в шасси и двигателе не допускается.

Надо отметить, что рамки, которыми ограничен предлагаемый выбор прототипов, столь широки, что позволяют построить машину практически на любой вкус. Хотя все кузова "загоняются" в один стандарт (ширина кузова 80-82 мм, база 105, расстояние от передней оси до передней кромки кузова З5-40 мм), без труда удается построить равноценные по ходовым качествам, достаточно быстроходные копии самых различных машин - это и Мерседес ДТМ, и Феррари Ф40, и Фольксваген-"Жук", и многие другие. Эти же кузова, кстати, допустимо использовать и в классе G12, а на предлагаемое вашему вниманию шасси встает любой кузов класса ТА-2 (ES 1/24), правда, с заменой двигателя. В самых же первых соревнованиях новичков вполне правомерно допускать машины с кузовами, сделанными только из бумаги или картона, что дает мальчишкам возможность приобрести необходимые начальные навыки работы с трассовыми моделями. Разработанное у нас шасси - современной, предельно простой конструкции. "Настраивается" и управляется на трассе так же, как и чисто спортивная модель, но в том диапазоне скоростей, который доступен для освоения начинающему трассовику. Выбор толщины стеклотекстолита, форма рамы, применение тяжелых высоких двигателей делают бессмысленным повышение мощности моторов и уравнивают возможности участников. Колеса, ведомая шестерня, токосъемник и ложе двигателя лучше всего отлить из пластмассы. Их изготовление, как и вакуумная формовка кузовов, может быть освоено в любой лаборатории автотрассового моделизма. Ведущая шестерня - от игрушек или электробритв. Таким образом, для сборки подобной машины понадобится приобрести комплект, в который входят колеса, шестерни, токосъемник, ложе мотора, заготовки кузова и рамы. Сами понимаете, что стоимость такого набора в наших условиях окажется несравненно ниже, чем у упомянутого в начале статьи, и при приближенных расчетах составит не более 3,5 доллара. Предложенный вариант требований позволит использовать и широкую гамму двигателей, причем как доступных, так и не очень, с разной степенью доводки. Перечислим основные варианты мотоустановок: отечественные ДИ-1-2 и ДИ-1-3 (применимы только после радикальной переделки - см. "Моделист-конструктор" № 7 за 1991 год); отечественные МП-2-007 (в "Моделисте-конструкторе" № 7 за 1994 год описывается метод их доработки, однако сейчас оценить их достоинства сложно, так как в Петербурге с этими моторами не работают), немецкие "Пико" (требуют перемотки и замены щеточно-коллекторного узла); моторы от большинства импортных и многих отечественных фенов (хорошо и надежно работают в стандартном исполнении); множество модификаций моторов от электроприводов импортных автомобилей, где они работают на дворники, стеклоподъемники, в автопылесосах, и подобное; моторы для маломасштабных радиоуправляемых моделей. Последние (например, каталог "Rоbbе" № 4466 "Роwеr 400/45") рассчитаны на напряжение 7 В и должны подключаться через добавочное сопротивление около 2 Ом, наматываемое медным трансформаторным проводом и 0,5-0,7 мм на немагнитном сердечнике, в качестве которого может быть использован небольшой баллончик от дезодоранта. Единственный недостаток таких двигателей - их относительная дороговизна. Каковы же скоростные возможности предлагаемых моделей? На 30-метровой трассе лучшие машины подобного типа показывают время чуть более шести секунд на круг, в среднем же в пределах 7-7,5 с. В гонке "8x5=40 минут" первые десять моделей обычно проходят по 300-320 кругов, причем результаты очень "плотные". Практика показывает, что ломаются и остаются вне борьбы обычно лишь две-три модели из 20. Приведенные данные относятся к пяти гонкам, прошедшим в сезоне 1994/95 года. В этих соревнованиях все гонщики участвовали в одинаковых 40-минутных сериях заездов, причем по результатам официальной тренировки они расставлялись по стартовым группам (восемь сильнейших, далее группа из восьми, имеющих последующие результаты, и так далее). В заключение имеет смысл познакомить приверженцев трассового моделизма с современным подходом как к созданию трасс, так и моделей в чисто спортивных классах, к которым через короткое время и новички придут через упрощенную технику. Так, мировой стандарт трассы: восемь дорожек (обязательно), 33-50 метров, гладкой покрытие (никаких абразивов), липкий слой в нашем варианте - это смесь жидкой лыжной мази ВИСТИ с вазелином, питание трассы 12-14 В от общей батареи аккумуляторов на все дорожки из расчета не менее 40 А-ч на каждую дорожку. В наших условиях обычно приходится жертвовать длиной или числом дорожек. Однако нужно иметь в виду, что лучше иметь, например, 20 метров и восемь дорожек, чем 40 и четыре. Разработка конфигурации трассы - дело тонкое. Здесь рекомендуем обратиться за консультацией к лидерам трассостроения в Уфу или Петербург. Теперь о самих моделях. Все машины в масштабе 1:24 имеют одинаковые габариты шасси. Поэтому любой кузов классов G12 и ТА-2 (ЕS 1/24) можно устанавливать на любое шасси этих классов (в том числе и на предложенное сегодня на чертежах). То же можно сказать о классе ТБ-2 (SР 1/32) или ТА-1 (F1 1/32). Привод - только на заднюю ось через одну пару цилиндрических шестерен, а на "формулах" через корончатую пару. Вес модели распределяется между задним мостом и токосъемником. Передний мост полностью разгружен. Клиренс более 2 мм. Передний привод, управляемые передние колеса, подвеска токосъемника на качалке с пружинами и другие технические решения 70-х годов, пригодные для трасс с песчаным (абразивным) покрытием, в современных условиях не применяются. Это объясняется тем, что сцепление колес с липким покрытием значительно сильнее, чем с абразивным, причем характер его изменяется с ростом скоростей по совершенно иным законам.


Для увеличения, нажмите на картинку

Конструкция шасси модели первого года обучения:
1-"уши"-с передней перемычкой (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 2-средняя часть рамы (нефольгтрованный стеклотекстолит толщиной около 2мм), 3-лапка токосъемника (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 4-мстик (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 5-опорная шайба (стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 6-стойка переднего моста (кровельное железо или латунь толщиной 0,5-0,7 мм), 7-опорная площадка (стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 8-ограничитель хода "ушей" (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 9-поперечная балка (нефольгированный стеклотекстолит толщиной около 2 мм), 10-скобка с кембриком для крепления кузова (жесть или латунь толщиной 0,2-0,3 мм), 11-ложе двигателя (пластмассовое литье или кровельное железо), 12-хомут со стяжкой для крепления двигателя (жесть или латунь толщиной 0,2-0,3 мм), 13-кронштейн заднего моста (кровельное железо или латунь толщиной 0,5-0,7 мм), 14-прокладка (ватман; по форме повторяет деталь 5), 15-прокладка опорной площадки (ватман, по форме повторяет деталь 7). Сборка шасси на алюминиевых заклепках диаметром 2 мм с потай ными головками со стороны нижней поверхности рамы.


Предложенные здесь разработка моделей и положение о соревнованиях- не догма. У вас многое может быть по-другому. Чтобы добиться успеха, сформулируйте ответы на следующие вопросы:
  • Для кого вы все это затеваете?
  • Какие цели преследуете?
  • Какие задачи хотите решить?
  • В каких условиях придется работать?
  • Какими средствами располагаете?

    Опираясь на полученные ответы, принимайте решение, действуйте методично и последовательно, и у вас все получится.

    Желаю успехов!


    А. НЕСТЕРЕНКО,
    Санкт-Петербург,
    городской Дворец
    творчества юных






  •  
    Hosted by uCoz